Читаешь учебник истории, – сердце щемит, что это была за эпоха... На фоне печальных русских междоусобиц пришла Орда. Наступили трудные времена. Но и в этих очень неблагоприятных условиях продолжилась настоящая жизнь.
Великий Сергий с Божьей помощью обрел путь ко спасению и духовному совершенству, несмотря ни на что. Шел по нему сам и помогал идти тем, кто просил у него наставления и молитв. Его монашеским подвигом была основана обитель в честь Живоначальной Троицы. Со временем этот монастырь стал новым духовным центром Руси, а это значит, что наш народ не был сломлен духовно.
От преподобного Сергия и его учеников произошло множество монашеских обителей во освящение нашей земли. Мы помним, сколько преподобный сделал для примирения конфликтующих русских княжеств и освобождения Руси от ига.
Мы легко забываем, что соперничество и усобицы ослабляют нас, что во время внутренних нестроений и войн почему-то появляются орды захватчиков и стремительно прокатываются на тысячи верст от границ вглубь страны. Почему же захватчики так любят период нестроений?
Понятно, почему. Во-первых, легче захватывать власть. Во-вторых, захватив, легче ее удерживать, культивируя внутренние раздоры, чтобы русичи не смогли объединиться и отвоевать свою свободу. Еще античные мудрецы провозглашали закон: «Разделяй и властвуй».
Нужно у Бога усердно просить защиты от нашествия, и самим, по мере возможностей, не допускать междоусобиц. Будь то в семье, на работе, в родном подъезде, на приходе и так далее. Тогда и Господь нам будет помогать, умирять давние распри.
Дух мирен стяжал авва Сергий, и потому несчетные тысячи людей спасались и спасаются вокруг него. Служитель Живоначальной Троицы поклонялся Богу, Который есть Любовь и Источник настоящей любви и мира в людях.
Преподобный Сергий – всенародно чтимый святой, он всем сердцем любил Бога и людей. Он умел объединять людей, изничтожать вражду, быть выше болезненных претензий и обид, подниматься до духовной ступени миротворцев, которым Спаситель обещал блаженную жизнь. Поучимся у преподобного. Помолимся ему о нашей земле.